Каковы условия и порядок заключения брака обж

Обж в пру – 2.8. правовые основы взаимоотношения полов

Каковы условия и порядок заключения брака обж

2.8. Правовые основы взаимоотношения полов

Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным законодательством. Семейное законодательств устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным; регулирует личные не имущественные и имущественные отношения между членами семьи; определяет формы и порядок устройств детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Основным документом семенного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой в декабре 1995 г. (действует с изменениями 1997, 1998, 2000, 2004 и 2006 гг. ).

В нем определены личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имуществ супругов (порядок заключения и содержание брачного контракта); ответственность супругов по обязательствам.

Рассматриваются формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления, опеки и попечительства над детьми, а также установлен поря док применения семенного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Условия и порядок заключения брака. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (загсах) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в загс (рис. 4).

При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак, обязательно также достижение брачного возраста, Брачный возраст законодательно устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин, например беременности, в брак можно вступать с шестнадцати лет.

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только с их согласия. При сокрытии одним из брачующихся венерического заболевания или ВИЧ-инфекции пострадавший вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Прекращение бракам. Брак прекращается вследствие Смерти одного из супругов или по расторжении по заявлению одного или обоих супругов. Без согласия жены муж не имеет права возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка.

Расторжение брака производится в загсе по истечении месяца со дня подачи заявления при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. При наличии несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на развод дело рассматривается в судебном порядке.

Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака:

  • с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети;
  • порядок выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного супруга;
  • размер этих средств и раздел общего имущества супругов.

Права несовершеннолетних детей. Ребенком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей.

К числу прав ребенка относится право на родительскую заботу, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенок может свободно общаться с обоими родителями, бабушкой и де душкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Расторжение брака не влияет на права ребенка.

Защиту прав законных интересов ребенка осуществляют родители. В то же время ребенок может самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Учет мления ребенка, достигшего возраста десяти лет, в ходе любого судебного или административного разбирательства обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок может выражать свое мнение при решении в любого вопроса, так или иначе затрагивающего его интересы.

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию; при отсутствии соглашения с родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со сто раны родителей или лиц, их заменяющих.

Права и обязанности родителей. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижению детьми возраста восемнадцати лет, а также при вступлении в брак несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Они обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Если несовершеннолетние родители в браке не состоят, но достигли шестнадцатилетнего возраста, они вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если родители не достигли шестнадцати лет, их ребенку может быть назначен опекун.

Несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, воспитательного и другого учреждения;
  • жестоко обращаются с детьми, осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоровья своего супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все Права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для родителей, имеющих детей. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вопросы регулируются Семейным кодексом.

2. Каковы условия и порядок заключения брака?

3. Как осуществляется расторжение брака?

4. Перечислите права несовершеннолетних детей.

5. каковы права и обязанности родителей?

6. В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?

Используемая литература:

ОБЖ. Учебник для ссузов, Косолапова Н.В.,Н.А.Прокопенко.М-Академия, 2017 -336с

Источник: https://mityaevi.ucoz.ru/index/2_8_pravovye_osnovy_vzaimootnoshenija_polov/0-264

Открытый урок по ОБЖ на тему

Каковы условия и порядок заключения брака обж

Открытый урок по теме: «Правовые основы брака и семьи»

Цель урока:

– обучающая: познакомить учащихся с Семейным кодексом иосновами семейного права, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов;

– развивающая: умение анализировать, выражать свою позицию, делать выводы;

– воспитательная: способствовать нравственному воспитанию, пониманию ценности брака и семьи уважительному отношению к нормам семейного права.

План урока:

  1. Вступление

  2. Понятие брака. Виды браков

  3. Порядок и условия вступления в брак

  4. Права и обязанности супругов в браке

  5. Заключение

Вступление

Приветствие.

Буквально недавно, просматривая томик Пушкина, наткнулся на небольшой, но любопытный момент, который нам может пригодиться. Вот послушайте начало хорошо знакомой вам повести «Дубровский»:

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.

И далее читаем:

В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу.

Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух.

От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место»

Учитель: Какое основание имел Троекуров определять таким образом семейных статус своих слуг?

Ученики: Таковы были правила того времени (первая половина XIX века)

Учитель: А какие правила вступления в брак существуют в наше время?

Ученики: Существуют обычаи вступления в брак

Учитель: Какова же функция этих обычаев?

Ученики: Они определяют порядок вступления брак, создания семьи

Учитель: А что еще в наше время определяет порядок вступления в брак?

Ученики: Закон, право

Учитель: Чему же, как вы думаете, будет посвящен наш сегодняшний урок?

Ученики: Семейному паву

Учитель: Верно сегодня мы будем говорить о правовых основах брака и семьи.

В чем состоит актуальность данной темы урока?

Почему ее следует изучать и знать?

Да, вы уже достаточно взрослые, знание законов брачно-семейных отношений вам просто необходимо, т.к. знание и принятие этих законов во многом будет определять нравственное здоровье вашей семьи, отношения с супругом и детьми

Брак

Учитель: С чего же начинается любая семья?

Ученики: Между мужчиной и женщиной возникает любовь

Учитель: А что возникает в результате этой любви?

Ученики: Они играют свадьбу, возникает брак

Учитель: А что же такое брак?

Ученики: Союз между мужчиной и женщиной

Учитель: А какова цель этого союза?

Ученики: Рождение детей, совместная жизнь

Учитель: Как все это называется одним словом?

Ученики: Семья

Учитель: Таким образом, что же такое брак?

Ученики: Брак – это союз между мужчиной и женщиной, целью которого является создание семьи.

Учитель: А какой характер имеет этот союз? Может брак заключаться насильно, как это иногда бывало в прошлом?

Ученики: Союз этот должен быть свободным, добровольным

Учитель: В итоге мы получаем…

Ученики: Брак – это добровольный союз между мужчиной и женщиной, целью которого является создание семьи.

Учитель: Молодцы! Идем далее: какие существуют браки?

Ученики: Браки может быть зарегистрированный и незарегистрированный

Учитель: Как мы можем назвать зарегистрированный брак?

Ученики: Официальный или законный

Учитель: Хорошо! А как называют брак неофициальный, незарегистрированный?

Ученики: «Гражданский»

Учитель: Какие браки у нас в первую очередь подлежат правовому регулированию?

Ученики: Законные

Учитель: А что у нас в стране является нормативным источником (основным документом), регулирующим брачно-семейные отношения?

Ученики: Видимо, Семейный кодекс

Учитель: Верно основным нормативным источником, регулирующим брачно-семейные отношения, является Семейный кодекс, который действует с 1 марта 1996 года. Он регулирует имущественные отношения членов семьи, а так же права и обязанности членов семьи.

Условия и порядок заключения брака

Учитель: Где происходит заключение брака? Как называется государственный орган, где заключают браки?

Ученики: ЗАГС

Учитель: Верно! А расшифровывается эта аббревиатура так – орган Записи Актов Гражданского Состояния.

Ученикам дается раздаточный материал для самостоятельного изучения (статьи Семейного кодекса РФ). Ученикам предлагается самостоятельно определить:

Каков порядок заключения брака? (статья 11 СК РФ)

Каковы условия заключения брака? (статья 12 – 13 СК РФ)

В каких случаях брак не может быть заключен? (статья 14 СК РФ)

Права и обязанности супругов

Учитель: Что возникает после заключения брака между супругами?

Ученики: Видимо, какие-то права и обязанности

Учитель: Верно! С чем могут быть связаны эти права и обязанности? С какими сторонами супружеской жизни?

Ученики: В первую очередь с имуществом

Учитель: Законный режим владения имуществом.Люди, находясь в браке, приобретают имущество. А что происходит при разводе? Каким образом делится между супругами совместно нажитое ими имущество? А если один из супругов по каким-то причинам не имел доходов в период совместной жизни? Все совместно нажитое имущество делится пополам. Однако, могут ли быть исключения:

1. Вещи индивидуального пользования (средства личной гигиены и ухода, одежда и т.д.)

2. Имущество не являющееся общим: то, которое было до брака, полученное по наследству, в дар, личные награды.

3. При заключении брачного договора (брачного контракта).

Брачный контракт – в нем могут быть оговорены иные условия владения и распоряжения имуществом, но они не должны ущемлять естественных прав человека, его честь и достоинства.

В силу разных обстоятельств брак может распасться. Если супруги выражают общее согласие и не имеют несовершеннолетних детей, расторжение брака по их заявлению происходит в органе ЗАГС.

Если один из супругов возражает или имеются несовершеннолетние дети, вопрос о разводе решается судом.

Муж не имеет право на развод без согласия жены, если она беременна и при наличии новорожденного ребенка (до достижения им 1 года).

Правовые и нравственные основы семьи:

  1. Равноправие всех граждан в семейном отношении

  2. Всесторонняя защита детей

  3. Уважение личности (учитывать интересы всех членов семьи)

  4. Ответственность за себя и других (рискуя жизнью, думать о близких).

  5. Забота и взаимопомощь (всегда находить время для решения семейных проблем)

Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи

Решение ситуаций по группам с раздаточным материалом.

Ситуация 1. Условия вступления в брак.

Елена и Николай полюбили друг друга и решили пожениться. Николай Елена пришли в ЗАГС, написали заявление. На данный момент Николаю было 19 лет, а Елене 17. Работники ЗАГСА приняли заявление, и сказали, что регистрация брака состоится только через месяц. Какие условия должны быть соблюдены для регистрации этого брака? Правомерны ли действия работников ЗАГСа?

Не зная правовых основ, мы часто руководствуемся предположениями, эмоциями, тем, что подсказывает нам сердце. (запись предположений в «сердце», вывешенное на доске)

Мы видим, что достаточно много предположений. Сейчас настало время выслушать решение данного вопроса в соответствии с Семейным Кодексом.

Вопросы:

  1. Где заключается брак? 

  2. Какой брак признает государство? 

  3. В каких случаях брак можно расторгнуть в ЗАГСЕ? 

  4. Когда расторжение брака возможно только через суд? 

  5. Вы часто слышите такое понятие, как «гражданский брак». Обязательно ли, по вашему мнению, регистрировать брак? 

  6. Правомерно ли называть незарегистированный брак гражданским? 

По российскому законодательству правовые гарантии имеет брак, заключенный только в органах ЗАГСа.

В России брачный возраст составляет и для мужчины, и для женщины 18 лет. В других странах брачный возраст может быть иным. Так, в Польше брачный возраст для женщины – 18 лет, для мужчины – 21 год. В Англии и для мужчины, и для женщины – 16 лет. Во Франции 15 лет для женщин, и 18 лет для мужчины.

Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет?

Под браком понимается семейный союз мужчины и женщины порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

В России происходит сильное омоложение периода появления первого ребенка. Как вы к этому относитесь, с чем это связано?

Оправданы ли ранние браки в подростковом возрасте?

К каким последствиям приведет необдуманное решение о создании семьи?

Давайте перейдем к рассмотрению 2-й ситуации с группой – юристов.

Ситуация 2. Личные права и обязанности супругов

Оцените с нравственно – правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожены. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните.

Они студентами были.

Они друг друга любили.

Комната восемь метров, чем не семейный дом?

Готовясь порой к зачетам,

Над книгой или блокнотом

Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.

Она легко уставала.

И если вдруг засыпала,

Он мыл под краном посуду и комнату подметал.

Потом не шуметь стараясь,

И взглядов косых стесняясь,

Тайком за закрытой дверью белье по ночам стирал.

Но кто соседей обманет.

Тот магом, пожалуй, станет.

Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.

Ее называли «лентяйкой»,

Его ехидно – «хозяйкой»

Вздыхали, что парень – тряпка и у жены под пятой.

(Э.Асадов).

Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.(А. Шопенгауэр) Как вы понимаете эти слова?

Почему заниматься домашним бытом должны оба супруга, при этом не учитывается роль кормильца семьи?

Брак – это добровольный семейный союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) и основанный на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и детям.

Личными обязанностями Семейный кодекс считает необходимость строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей

Итак, почему к решению о заключении брака нужно относиться очень ответственно?

Приглашаем представителей 3 группы: аналитиков

Ситуация 3.Имущественные права.

Когда супруги Назаровы начали ссориться, и дело дошло до развода, Елена подала иск на раздел имущества. В совместном браке было приобретено –

2-хкомнатная квартира, машина (оформленная на Николая), дорогой шведский спортивный уголок для сына Артема и пианино для дочери Маши. Как поступит суд? Свой ответ поясните.

Имущественные права и обязанности супругов равны.

К совместной собственности относится имущество, нажитое супругами во время брака.

В случае расторжения брака она будет поделена в равных долях. Личное имущество супругов и детей разделу не подлежит.

Справедливым ли будет равный раздел имущества, если один из супругов не приносил доход в семью?

Семейное право регулирует отношения не только между супругами, но и между родителями и детьми. Давайте посмотрим, какие права есть у родителей и детей.

Ну и приглашаем последних участников решения проблемы семьи Назаровых, 4 группу: судебных экспертов. Задача этой группы была определить права ребенка в семье Назаровых при разводе родителей.

Ситуация 4.Права ребенка.

Супруги Назаровы прожили вместе 7 лет, а недавно поссорились. Николай временно переехал жить к своим родителям. Их 5-летняя дочь Маша просит свою маму – Елену, отвезти ее к бабушке, дедушке(матери и отцу Николая). А когда Николай в воскресенье приехал за дочкой, чтобы съездить вместе с ней в зоопарк, Елена просто не открыла ему дверь, хотя была дома. Правомерны ли действия Елены?

Проблемный вопрос. В российских нормах нет четких юридических норм, закрепляющих правила воспитания детей. Представьте, что у вас появилась возможность создать закон о том, как нужно воспитывать детей и как они должны себя вести в жизни. Какие нормы права вы определили бы в нем?

Почему судебные органы прежде чем развести супругов должны выяснить, можно ли сохранить эту семью? Как развод родителей может отразиться на детях в семье?

.

Заключение

В заключении предлагается поразмышлять над словами Мишеля Монтеня: «Хороший брак это когда любовь уступает место дружбе»
  1. : «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего большим делом, имеющим государственное значение»

  2. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: 

    Какая хорошая Ваша семья!

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-obzh-na-temu-pravovie-osnovi-braka-i-semi-1780343.html

Конспект урока по теме: «Брак и семья». – обж, уроки

Каковы условия и порядок заключения брака обж

Просмотр
содержимого документа

Урок Брак и семья.9 класс.

Ход урока

Определить тему и цель.

Тема урока: «Брак и семья».

Цели:

-сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека;

-сформулировать понятия о браке, семье, совместимости;

-изучить подробно классификации брака и семьи.

План по теме.

  1. Что такое семья и брак.
  2. Ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов.

А) Описание каждого фактора.

Б) Положительные качества для создания семьи.

  1. Физминутка.
  2. Условия, необходимые для заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Права и обязанности супругов.
  3. Обязанности родителей и права детей.
  4. Закрепление материала (вопросы).
  5. Подведение итога (синквейн).
  6. Выставление оценок.
  7. Домашнее задание. (мини-сочинение «Моя семья»)

Изложение программного материала.

Семье всегда отводилась решающая роль в воспроизводстве населения. Человек рождается, как правило, в семье, растёт, воспитывается, готовится к взрослой жизни.

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины.

Брак – это семейный союз мужчины и женщины, основанный на их правах и обязанностях по отношению друг к другу и к детям.

В Российской Федерации законным признаётся брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Для формирования стабильных брачных отношений в современном обществе выделяют ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов. К ним относят психологический, физический, физиологический, культурный и материальный.

Психологический фактор является основой психологической совместимости будущих супругов для формирования благополучного семейного климата.

Он характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви супругов друг к другу, любви к детям, стремлении постоянно заботиться друг о друге, готовности разделять и облегчать горести и печали.

Очень важны совместимость интересов и ценностей, общий стиль жизни.

Психологическая совместимость – это похожесть характеров, взглядов, темпераментов, привычек супругов, когда они дополняют друг друга.

Физический фактор определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, манеру поведения, речь, одежду). Немаловажное значение в физическом факторе имеет увлечение супругов одними видами спорта и их отношение к физической культуре, что служит основой совместимости темпераментов, интересного проведения совместного досуга и активного отдыха.

Физиологический фактор является основой совместимости и обеспечивает интимное общение любящих друг друга людей, стимулирует радости совместной жизни.

Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и зависит от уровня их образования, вида работы, стремления к постоянному самосовершенствованию. Главную роль здесь может играть не сам уровень развития, а стремление соответствовать друг другу, жить общими интересами.

Материальный фактор определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того, насколько важна для каждого из супругов эта сторона брака.

Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую семейную жизнь. Но, к сожалению, это зачастую не случается.

Исследования причин распада некоторых семей указывают на недостаточную подготовленность молодёжи к семейной жизни психологически и морально.

Современные молодые люди, чтобы создать семью и обеспечить счастливую семейную жизнь, должны овладеть прежде всего культурой общения.

Основы культуры общения закладываются в подростковом возрасте.

Каждый супруг должен постоянно развивать в себе свои положительные качества: доброжелательность, критическое отношение и требовательность к себе, заботливость, ответственность, взаимное уважение и культуру поведения.

Жизнь семьи – это особый мир общения между мужем и женой, детьми и родителями, сёстрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками. От культуры этого общения во многом зависит благополучие семьи, а значит, и благополучие нашего общества и государства.

Работа с текстом статей Семейного кодекса…

Условия, необходимые для заключения брака.

  • Достижение 18 лет;
  • Присутствие обоих лиц: жениха и невесты;
  • Добровольное согласие вступающих в брак.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

  • Браки между родственниками: родными братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, между усыновленными и усыновителями;
  • Если одно лицо уже состоит в браке (многоженство запрещено законом);
  • Если одно из лиц признано недееспособным, в следствии психического расстройства.

Права супругов.

Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.

Право на выбор фамилии.

Равные права родителей в воспитании детей.

Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.

Обязанности супругов.

Содействовать благополучию и укреплению семьи.

Заботиться о благосостоянии своих детей.

Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.

Платить алименты на содержание детей.

Вопросы детям:

– Какой брак признается государством? (зарегистрированный в органах ЗАГС)

– Каковы условия вступления в брак? Во сколько лет можно вступать в брак?

– Как будут называть людей вступивших в брак? (супруги, муж и жена)

– Какое документ получают супруги заключив брак?  (свидетельство о браке)

– Когда брак не допускается (запрещается)?

– Назовите права и обязанности супругов?

Права и обязанности родителей

– С рождением ребенка муж и жена становятся родителями для своих детей.

– Послушайте выдержку из Семейного кодекса:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

– Как вы думаете хорошие родители, это какие родители?-

– Какого ребенка воспитают хорошие родители?

Задание: Послушайте Стихотворение, и скажите, какие чувства оно вызвало у вас?

В не раз уже заштопанном халате

Из яркого цветного волокна

В больничной переполненной палате

Стоит старушка, плачет у окна.

Ее уже никто не утешает –

Все знают о причине этих слез.

Соседок по палате навещают,

А ей, лишь раз, сынок халат привез.

Про тапочки забыл, сказал смущенно:

– Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

– Конечно, потерплю. Я ж на перинке

И в шерстяных носках могу лежать.

Куда мне тут ходить? Простора мало.

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:

– Тут… Понимаешь… Дело есть к тебе…

Все это очень путано и тонко…

Но ты не думай плохо обо мне!

Квартира у тебя стоит пустая,

И мы с женой подумали о том,

Что ты то там, то тут… Одна… Больная…

Поправишься – к себе тебя возьмем!

И внуки будут рады, ты же знаешь!

Они души в тебе не чают, мать!

Все! Решено! Ты к нам переезжаешь!

Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:

– Я все продумал, мне доверься, мам…

Как только мы увидим улучшенья,

Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…

А внуки – ради них и стоит жить!

И подписала, не подозревая,

Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…

Сынка все нет. И вряд ли он придет.

Старушку утешали и жалели…

Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днем старушка все слабеет

И по ночам все чаще снится сон,

Как кашку по утрам сыночку греет,

Но плачет и не хочет кушать он.

И первые шаги сынка-малышки,

И слово, что сказал он в первый раз,

И первые царапины и шишки,

И детский сад, и школа – первый класс…

Врачи молчат, стараясь что есть силы

Хоть как-то ей страданья облегчить.

А родственники строго запретили

Старушке про диагноз сообщить.

Она не знает, что больница эта –

Не городской простой стационар,

Что шансов на поправку больше нету…

Но, для нее незнанье – не кошмар.

Табличка “Хоспис” на стене у входа

Ей ни о чем плохом не говорит.

На странные слова давно уж мода

И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно

Звонит врачам, в неделю раза два:

– Вы ж говорили – умирает?! … Странно…

Что до сих пор она еще жива…

Она жива. Она все ждет и верит,

Что сын придет, обнимет, объяснит,

Откроются сейчас палаты двери,

Она же все поймет и все простит.

С последних сил встает она с кровати.

Держась за стенку, подойдет к окну.

Насколько ей еще терпенья хватит

Так верить безразличному сынку?

Она готова до конца стараться.

И сил, что нет, она должна найти.

Вдруг он придет? Она должна дождаться!

Придет… Ну как он может не придти?

Стоит и плачет… Ждет от сына вести…

На небо лишь посмотрит невзначай

И теребит рукой нательный крестик –

Мол, подожди, Господь, не забирай!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– Как вы думаете есть ли обязанности у детей перед своими родителями?

– Да есть: Статья 87 СК РФ.  Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Закрепление материала.

– Какие законы регулируют семейные отношения?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие вопросы вы еще хотели бы разобрать?

Подведение итогов.

Синквейн. (семья, брак, родители, дети, супруги, семейный кодекс)

Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать ЭССЕ по теме: «моя семья»

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/konspekt-uroka-po-teme-brak-i-semya-88907.html

Брак, условия его заключения

Каковы условия и порядок заключения брака обж

Нигде, наверное, человекне чувствует себя лучше, увереннее, комфортнее, чем в семье. Влюблённые невсегда задумываются о том, что продолжением их любви станет прочный семейныйсоюз, путь к которому лежит через событие, которое носит строгое и официальноеназвание – «вступление в брак». Именно брак и составляет первоначальную основусемейных отношений.

– Вы в браке?

– Я? Да вычто! Был, но больше никогда! Как говорят в народе, хорошее дело браком неназовут.

Наверняка выслышали такую поговорку про брак и «хорошее дело»? Обычно так мрачно шутят те,кто этого самого брака уже отведал и надолго зарёкся делать ещё одну попытку.

Сдругой стороны, почему только они? Поговорка известная, грех не сыграть на этомудивительном языковом эффекте – когда и супружество называют «браком», инегодную продукцию.

Так что, если в браке у вас что-то пошло не так, бракналицо! Большинство шутников совершенно уверены: это одно и то же слово.

Но есть «брак»и «брак», два совершенно разных слова. Да, пишутся они одинаково, но значатразное. Чтобы убедиться в том, что брак, кроме «внешнего вида», ничего общего сбраком, то есть с некачественной продукцией, не имеет, достаточно заглянуть втолковый и этимологический словари.

Сколько умовпытались уловить и определить его суть! «Счастливый брак –

это долгийразговор, который всегда кажется слишком коротким», – писал Андре Моруа. «Брак –это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом», – ставил диагнозГиппократ.

Филологипредполагают, что само же слово «брак» – древнерусского происхождения.«Брачити» означает «отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое».

Таким образом,к одинаково звучащему и пишущемуся, но имеющему совсем другое значение(«негодный товар») слову оно никакого отношения не имеет.

По семейному праву брак– это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной имужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует ихинтимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственныеправа и обязанности.

Также можнопривести более простую формулировку, брак – это добровольный союзмужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Любой бракдолжен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов.Ведь даже учёные считают самыми прочными те браки, которые созданные любящимидруг друга людьми. Но в реальной жизни, и это хорошо известно, иногда в браквступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другимсоображениям.

Традиционновыделяются следующие формы брачных (семейных) отношений, особенности которыхкультурно и социально обусловлены:

·        моногамия— брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

·        полигамия— брак, предполагающий наличие нескольких партнёров в супружестве. Известны триформы полигамного брака:

·       групповой брак, когда несколько мужчини несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодняданная форма сохранилась только на Маркизских островах);

·       полиандрия(многомужество) – редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии,на Тибете;

·       полигиния (многожёнство) – самаяраспространённая среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманскихстранах.

Вместе с тем в обществепоявляются альтернативные формы брака, под которымипонимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства(и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современныхразвитых странах относятся:

·        годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — этораздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта;

·        конкубинат — стабильная связь женатого мужчины иформально незамужней женщины, имеющей от него признаваемых им детей иматериальную поддержку;

·        открытый брак — признание права супругов на независимыйобраз жизни, включая внебрачный секс;

·        пробный брак — временное проживании партнёров. Когда жеони решают иметь детей, то оформляется законный (юридический) брак.

Принято выделятьследующие основные виды брака:

·        незарегистрированныйбрак (сожительство, фактический брак или в просторечии «гражданский брак») – это длительноесовместное проживание в незарегистрированном браке, даже если супруги ведутсовместное хозяйство и воспитывают своих детей;

Фактическиеотношения (без юридической регистрации) могут быть вполне долговременными, сведением совместного хозяйства, воспитанием детей, однако семейными отношениямине считаются, и государством не защищаются в той мере, как официальные.

СогласноСемейному кодексу, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщиныне порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке,не отличаются от прав детей, рождённых вне брака.

Также послепринятия Семейного кодекса для признания отцовства стало достаточно любыхдоказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребёнка отответчика. Наиболее достоверным из них является генетическая экспертиза.

Приобретаемоев фактическом сожительстве имущество также не является по умолчанию совместным.В случае прекращения сожительства собственником имущества (автомобиль, квартира,дом и так далее) будет то лицо, на которое оно оформлено. Также и банковскиекредиты, взятые в сожительстве, считаются обязательствами того из сожителей, накого они оформлены.

Несмотря наэто, в последнее время наблюдается рост числа фактических браков, когда людиживут вместе, ведут общее хозяйство, зачастую рожают и воспитывают детей, нобрак по каким-либо причинам не регистрируют.

·        церковныйбрак –это брак, заключённый по религиозным обрядам.

В настоящее времягосударство не признаёт юридической силы церковного брака, поэтому современнаяРусская Православная Церковь призывает священников не венчать молодых людей безпредоставления сведений о состоявшейся регистрации брака, что необходимо длягосударственной защиты лиц, вступивших в брак.

Особая осторожность нужна икогда заключается церковный брак с иностранцем, поскольку церковь должна бытьуверена, что новобрачный (новобрачная) не имеет других жён (мужей) в другойстране.

Но в любом случае выбор формы бракосочетания (в государственных органахили церкви) сугубо личное дело каждого.

В Россииединственно возможным видом брака, который официально признаётся в нашейстране, является юридический брак (гражданский брак) – такой брак заключается вгосударственных органах. Не следует путать с незарегистрированным браком,который в просторечии часто ошибочно называется гражданским.

Людям,решившим себя связать узами брака, следует знать, что даже самой сильнойвзаимной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Законтребует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.

НормыСемейного кодекса отдельно устанавливают, что регулирование семейных отношенийосуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союзамужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейныхвопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботыоб их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав иинтересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Запрещаютсялюбые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейныхотношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности.

Каковы же условиявступления в брак?

Первое. Взаимное добровольное согласиемужчины и женщины вступить в брак. Согласия третьих лиц закон не требует.

То,что благословение родителей сегодня, в отличие, например, от дореволюционнойРоссии, не является обязательным, конечно же не означает, что можно со спокойнойсовестью игнорировать их мнение в столь важном деле.

Практика показывает, чтосчастливы, как правило, именно те браки, на которые дали сердечное согласиеблизкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающиезаключить брак достигли брачного возраста.  В России и для мужчин, и дляженщин брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

Приналичии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительствалиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступитьв брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядоки условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учётомособых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцатилет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Третье. Не допускается заключение бракамежду лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке. В нашейстране существует принцип моногамии, то есть человек имеет правоодновременно состоять только в одном браке и с одним партнёром.

Четвёртое. Не допускается заключение бракамежду: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другомзарегистрированном браке;

близкимиродственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии(родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными инеполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами); усыновителямии усыновлёнными.

Пятое. Не могут вступить в брак лица,страдающие душевной болезнью или слабоумием и признанные по этим причинам судомнедееспособными.

В ЗАГСприходят юноша и девушка. Они молоды, обоим по двадцать, любят друг друга исогласны вступить в брак.

Оба требуют, чтобы их брак был зарегистрировансегодня или в крайнем случае завтра, потому что на послезавтра куплены билеты,и они хотят отправиться в свадебное путешествие.

Бездушные, как им кажется,работники отдела записи актов гражданского состояния (загса) предлагают прийтидля регистрации брака через месяц. Нетерпеливые молодые люди не учли, чтосуществует определенный порядок регистрации брака.

Так, заключениебрака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечениимесяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записиактов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами,вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака.

При наличииуважительных причин орган записи актов гражданского состояния по местугосударственной регистрации заключения брака может разрешить заключение бракадо истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака.

При наличииособых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозыжизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён вдень подачи заявления.

Государственнаярегистрация заключения брака производится в порядке, установленном длягосударственной регистрации актов гражданского состояния.

Отказ органа записи актов гражданского состояния врегистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак(одним из них).

Государственнаярегистрация брака происходит в назначенный день и час, как правило, вторжественной обстановке. Вместе с тем удовлетворяются просьбы будущихсупругов, желающих, чтобы регистрация проходила скромно, без какой-либоторжественности.

Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Подзаписью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёныставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лицазагса. В паспортах жены и мужа делается соответствующая запись.

Супругамвыдаётся свидетельство о браке.

С моментазаключения брака новобрачные приобретают правовой статус супругов. Отныне онистановятся обладателями прав, предусмотренных семейным законодательством, наних возлагаются обязанности как личного, так и имущественного характера.

При заключении бракастороны должны быть осведомлены о состоянии здоровья друг друга. Наличие уодной из сторон венерической болезни или ВИЧ-инфекции, скрытой от другойстороны, может послужить основанием для признания брака недействительным.

Брак,признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов смомента его заключения. Добросовестный (не знавший о наличии препятствий кзаключению брака) супруг имеет право сохранить фамилию, избранную им прирегистрации брака.

Если один из супругов скрыл, что уже состоит в браке, толицо, не знавшее об этом, вправе требовать имущественного удержания и разделаимущества в соответствии с нормами Семейного кодекса, то есть на более выгодныхдля себя условиях.

В любом случае признание брака недействительным не влияет направа детей, родившихся в этом браке.

В конце нашего урока давайтепопробуем ответить на следующие вопросы.

1.     Приведите определение понятия «брак»по семейному праву. Каково происхождение слова «брак»?

2.     Каковы условия вступления в брак?

3.     Каков порядок регистрации брака?

Источник: https://videouroki.net/video/23-brak-usloviya-ego-zaklyucheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.