Какое жилье получают дети сироты

Содержание

Предоставление жилья детям сиротам

Какое жилье получают дети сироты

В РФ проживает немало граждан со статусом дети-сироты. Многие из них получают пособия и льготы, а кто-то может получить от государства квартиры сиротам. Чтобы воспользоваться данной госпомщью, необходимо знать по какой схеме производится предоставление жилья детям сиротам.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Требования и условия предоставления жилой площади детям-сиротам регламентированы такими законодательными актами:

  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», в котором содержатся государственные гарантии в сфере социального обеспечения детей-сирот и тех несовершеннолетних лиц, которые остались без попечения родителей;
  • статьями 54 и 123 Семейного кодекса РФ;
  • статьей 292 Гражданского кодекса РФ.

Согласно вышеперечисленных законодательных актов, дети-сироты могут рассчитывать на получение социального жилья от государства только при соблюдении следующих условий:

  • претендент на получение государственного обеспечения не должен иметь выделенного жилья, которое ему досталось от родственников или по договору найма;
  • сирота не должен являться собственником социального имущества, полученное ранее по договору найма;
  • на момент обращения в компетентные социальные органы сироты должны проживать в таких условиях, которые по закону признаются неприемлемыми.

Кроме вышеперечисленных условий, которые необходимы для реализации ребенком-сиротой права на получение социального жилья, одним из основных критериев считается такое понятие, как «невозможность проживать в нынешнем помещении». Невозможность проживания признается таковой только при наличии следующих условий:

  • вместе с ребенком, который остался без попечения родителей, на одной площади проживают члены семьи, что имеют тяжелые хронические заболевания;
  • на одной площади с сиротой проживают люди, лишенные родительских прав;
  • помещение, в котором проживает ребенок-сирота, официально признано нежилым и непригодным для жизни;
  • жилплощадь не соответствует санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ;
  • претендент на получение социального жилья уже обеспечен жилплощадью, которая по квадратуре значительно меньше той, что полагается по законодательству РФ – 18 кв. метров на одного человека, но в разных регионах РФ этот норматив может отличаться.

Если ссылаться на статью 8 Закона №159, установленной нормы жилой площади, которую необходимо выделить сироте, не установлено, а лишь сказано, что в каждом муниципальном образовании по договору социального найма устанавливаются индивидуальные размеры жилой площади.

Обратите внимание! Все условия должны быть подтверждены документально, поэтому при написании и подаче заявления претендент на получение жилья должен предоставить все подтверждающие документы.

Что касается условий самого жилья, то они должны отвечать таким требованиям:

  • в качестве социального жилья не могут быть предоставлены части коммунальной квартиры – жилплощадь для детей-сирот или граждан, что остались без попечения родителей, должна быть отдельной;
  • в жилом помещении обязательно должна быть вода, газ, электричество, отопление и другие коммунальные блага.

Также по закону, месторасположение социального жилья должно быть в том же регионе, где прописан претендент на него. В случае отсутствия официальной регистрации сироты, жилплощадь должна быть предоставляться там, где он находится под опекой.

Кому положено жилье от государства

Сироты и несовершеннолетние дети, лишенные родительского попечения, обеспечиваются жильем муниципалитетами. Жилплощадь выдается из социального фонда, если он имеется. В случае его отсутствия сироты получают сертификат на целевые средства, потратить которые можно только на покупку жилья.

Механизм обеспечения социальным жильем данной категории граждан претерпел законодательные изменения, но получатели государственной помощи остались неизменными. Так, в 2019 году получать жилье от государства будут следующие категории граждан:

  • сирота или ребенок, лишенные родительской опеки и которые достигли совершеннолетия;
  • сироты, которые стали дееспособными раньше наступления 18 лет;
  • дети-сироты, которые получили профессиональное техническое образование или вернулись с армейской службы;
  • сироты, отбывавшие срок в колонии для несовершеннолетних или местах лишения свободы.

Обратите внимание! Претендент, который хочет получить решение жилищной проблемы от государства, должен заявить о своем желании официально. Возраст гражданина должен быть в пределах от 18 до 23 лет.

Все критерии – возраст, лишение опеки и официальное заявление претендента одинаково важны. И если не соблюсти хотя бы один из них, то государство снимает с себя ответственность в разрешение жилищной проблемы ребенка-сироты. И это будет законным актом.

Сирота будет стоять в очереди даже после наступления им 23 лет – до момента получения его законного права. Снять его с очереди по закону можно только в следующих случаях:

  • получение отдельной квартиры или дома;
  • получение сертификата на целевое приобретение жилья.

На практике встречались случаи, когда сироты получали квартиру или дом в возрасте 45-50 лет.

Прежде чем сирота получит социальное жилье, государственные органы тщательно проверяют:

  • есть ли у претендента в собственности жилье или его доли;
  • есть ли у граждан, проживающих совместно с сиротой, жилое помещение, которое передано по договору найма;
  • есть ли у его родственников квартира или дом;
  • нынешние условия проживания ребенка-сироты.

Обратите внимание! Если у сироты на момент обращения в муниципалитет есть жилье, это не означает, что ему откажут в постановке в очередь. Квартира или дом должны соответствовать нормативной площади, что установлена в регионе, а также тем санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Ранее в Жилищном кодексе РФ было сказано, что дети-сироты должны получить социальное жилье от государства вне очереди по договору найма. Но сейчас условия несколько изменились – каждый ребенок обязан стать в очередь в период от 18 до 23 лет.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам регламентирован Федеральным законом №159З и региональными законодательными актами.

По закону, оно должно быть предоставлено до момента наступления сиротой 23-летнего возраста или до того момента, когда он станет полностью дееспособным.

Проще говоря, сирота, который получил высшее образование или демобилизовался, уже должен иметь собственную жилплощадь.

В России с 2013 года дети-сироты получают социальное жилье только по договору найма. В документе содержатся условия передачи жилого помещения за определенную плату, а также обязанности обеих сторон. В договоре обязательно должны быть прописаны все члены семьи нанимателя.

Договор найма оформляется письменно и должен быть заключен в течение месяца после подписания смотрового талона. Те помещения, которые находятся в жилом фонде, должны использоваться только для личного проживания детей-сирот. Сдавать в аренду, дарить, продавать и приватизировать социальное жилье запрещено законом. Поэтому какие-либо махинации со стороны чиновников полностью исключены.

Наниматель должен оплачивать коммунальные услуги. Договор заключается на определенный срок, но детям-сиротам его часто пролонгируют. Сироты получают только те помещения, которые соответствуют санитарным и техническим нормам, поэтому предоставления жилья, которое находится в аварийном состоянии, запрещено законом.

Обратите внимание! Социальное жилье получить вне очереди невозможно. После окончания 5-летнего срока действия договора найма квартира может перейти в бессрочное пользование сиротой.

Пропускать срок постановки в очередь нельзя. Если ребенок-сирота не использует свое право на социальное жилье до 23 лет, то он его потеряет.

Перечень документов, порядок их предоставления

Поскольку обеспечение сирот социальным жильем является компетенцией регионов, они разрабатывают порядок работы с этой категорией самостоятельно. В первую очередь сирота обращается в органы опеки и попечительства с таким пакетом документов:

  1. Заявление от имени ребенка-сироты.
  2. Паспорт или документ, подтверждающий личность. Кроме этого обязательно нужно сделать ксерокопию страницы с пропиской.
  3. Документ, который подтверждает статус сироты или лишения родительского попечения.
  4. Документ, который подтверждает, что у претендента нет в собственности жилплощади.
  5. Если есть, то свидетельство о заключении брака или свидетельство о рождении ребенка.
  6. Оригинал справки о составе семьи.
  7. Документ, который подтверждает: нахождение в сиротском учреждении; прохождение военной службы; отбытие срока в исправительной колонии; нахождение в специализированном санатории или медицинском учреждении.
  8. Если сирота стоит на учете в центре занятости или же официально трудоустроен, необходимо предоставить соответствующую справку.

Обратите внимание! Это основной пакет документов, но в разных регионах он может отличаться. Главное условие – иметь при себе оригиналы документов.

Есть ситуации, когда от претендента на социальное жилье могут потребоваться дополнительные документы:

  1. Если он проживает с родителями, которые лишены родительских прав, то необходимо предоставить решение суда. Его можно взять в органах опеки и попечительства в том регионе, где пребывала семья во время судопроизводства.
  2. В случае несоответствия жилья техническим и санитарным нормам, необходимо взять справку в муниципалитете.
  3. В случае болезни родственника, необходимо взять справку в медучреждении.
  4. Если для проживания доля имущества слишком мала, нужно взять подтверждающий документ о собственности, в котором указывается жилая площадь и все владельцы.

Если говорить о порядке предоставления документов на получение жилья, то он таков:

  1. Сирота берет справку в учебном, исправительном учреждении в случае отбывания срока или военкомате об окончании армейской службы.
  2. Пишет заявление с указанием актуальных условий проживания.
  3. Собирает все необходимые документы и подает их в органы местного самоуправления, занимающиеся предоставлением социального жилья данной категории населения.
  4. По месту проживания сирота должен предоставить копию заявления в органы опеки и попечительства.
  5. Дожидается результата рассмотрения заявки, который по закону не должен превышать одного месяца.
  6. После этого необходимо подписать договор найма, а спустя 5 лет перезаключить. Получить право на бессрочное пользование жильем можно только в том случае, если наниматель осуществлял коммунальные платежи без задержек. 

Что делать в случае отказа

Если в органах опеки и попечительств отказываются оказывать помощь, на них можно пожаловаться:

  • руководству в местной администрации;
  • в министерство данного региона;
  • в прокуратуру.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за деятельностью исполнительных властей, поэтому они пристально контролируют, чтобы дети-сироты были обеспечены всем, что им полагается по закону.

Источник: https://juristconsul.ru/articles/predostavlenie-zhilya-detyam-sirotam/

Проект: дети-сироты получат жилищный сертификат на 1,5 миллиона рублей

Какое жилье получают дети сироты

https://ria.ru/20200225/1565186159.html

Проект: дети-сироты получат жилищный сертификат на 1,5 миллиона рублей

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смогут получить жилищный сертификат на приобретение жилья в размере около 1,5 миллиона… РИА Новости, 25.02.2020

2020-02-25T15:58

2020-02-25T15:58

2020-03-03T20:06

россия

министерство просвещения россии (минпросвещения россии)

новости – недвижимость

дети

общество

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn21.img.ria.ru/images/50204/52/502045268_0:1:601:339_1400x0_80_0_0_52c7a89ae49a60df15b407e6ec9e8562.jpg

МОСКВА, 25 фев – РИА Новости.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смогут получить жилищный сертификат на приобретение жилья в размере около 1,5 миллиона рублей, следует из пояснительной записки к законопроекту, разработанному Минпросвещения и опубликованному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Отмечается, что разработанным законопроектом предлагается расширить формы и механизмы обеспечения жильем детей-сирот, а также ввести нормы, направленные на сокращение численности нуждающихся в жилье детей-сирот.

Законопроектом предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат – именной документ, удостоверяющий право на однократное получение из средств бюджета региона выплаты для приобретения жилого помещения в собственность.

Поясняется, что сумма рассчитана с учетом того, что средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по России на IV квартал 2019 года составляет чуть более 45 тысяч рублей, а получатель сертификата имеет право на 33 квадратных метра.

Законопроектом также предлагается установить перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одном жилье с лицами, лишёнными родительских прав.

К таким условиям предлагается отнести случаи заболеванием хроническим алкоголизмом и наркоманией, судимость или уголовное преследование за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности.Кроме того, проект закрепляет понятие “лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Согласно документу к ним относятся лица, “достигшие возраста 23 лет, имевшие статус ‎детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством РФ”.Счетная палата РФ ранее предлагала вместо квартир предоставлять жилищные сертификаты детям-сиротам, которые больше 10 лет стоят в очереди на положенное им законом бесплатное жилье. Получатели смогут использовать сертификаты по своему усмотрению: на покупку жилья, улучшение имеющихся жилищных условий или на погашение ипотеки, говорится в сообщении ведомства.

https://realty.ria.ru/20200114/1563392900.html

https://ria.ru/20200213/1564586746.html

1

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/50204/52/502045268_73:0:526:340_1400x0_80_0_0_ae07190001330f70a91e19720cbff007.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, министерство просвещения россии (минпросвещения россии), новости – недвижимость, дети, общество

МОСКВА, 25 фев – РИА Новости. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смогут получить жилищный сертификат на приобретение жилья в размере около 1,5 миллиона рублей, следует из пояснительной записки к законопроекту, разработанному Минпросвещения и опубликованному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Отмечается, что разработанным законопроектом предлагается расширить формы и механизмы обеспечения жильем детей-сирот, а также ввести нормы, направленные на сокращение численности нуждающихся в жилье детей-сирот.

Законопроектом предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат – именной документ, удостоверяющий право на однократное получение из средств бюджета региона выплаты для приобретения жилого помещения в собственность.

“Выплата гражданину для приобретения жилого помещения в собственность посредством выдачи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных жилищных сертификатов примерно будет составлять 1 487,3 тысячи рублей”, – говорится в пояснительной записке.

Поясняется, что сумма рассчитана с учетом того, что средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по России на IV квартал 2019 года составляет чуть более 45 тысяч рублей, а получатель сертификата имеет право на 33 квадратных метра.

Законопроектом также предлагается установить перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одном жилье с лицами, лишёнными родительских прав.

К таким условиям предлагается отнести случаи заболеванием хроническим алкоголизмом и наркоманией, судимость или уголовное преследование за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности.

Кроме того, проект закрепляет понятие “лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Согласно документу к ним относятся лица, “достигшие возраста 23 лет, имевшие статус ‎детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством РФ”.

Счетная палата РФ ранее предлагала вместо квартир предоставлять жилищные сертификаты детям-сиротам, которые больше 10 лет стоят в очереди на положенное им законом бесплатное жилье. Получатели смогут использовать сертификаты по своему усмотрению: на покупку жилья, улучшение имеющихся жилищных условий или на погашение ипотеки, говорится в сообщении ведомства.

Источник: https://ria.ru/20200225/1565186159.html

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Какое жилье получают дети сироты

17 декабря 2019 13:50

Совещание

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрособеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем ЛеонидовичемКудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разнымпричинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не накого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счётчего.

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечитьжильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попеченияродителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. Втакую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. Впоследние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.

Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилыхпомещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.

C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжатьсятаким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бываютразные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобыупростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попеченияродителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в томчисле у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпыстройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которойможно прогнозировать потребность в таких новыхквартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –это прежде всего обязательство регионов. Но с этимобязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральныйцентр софинансирует эти расходы из федерального бюджета.

На 2019 год этоприблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильёмоколо 25 тысяч детей-сирот.

По итогам этого года цифра вырастет приблизительнона полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколькомоментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, этонеэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Еслибрать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно дветрети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностьюиспользуют предоставленные деньги.

Надо разобраться, почему так происходит, и,может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобыденьги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионымогли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этотвариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качествожилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительныеочереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем неменее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мнетоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такаяпроблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом вариантевозникло ещё в советские времена.

Надо посмотреть, каким образом егомодифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такогорода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бываютразные.

Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или осталсябез попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовыемеханизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируетсяпотом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, ксожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов иинтересов конкретного гражданина.

Давайте послушаемпредложения на эту тему.

Изстенограммы:

Вопрос:Сколько,по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,то есть им 18 лет и более.

Вопрос:Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьерговорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещёвозможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильёмдетей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерацияи субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, вэтом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередьприрастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этойнакопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мысовместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полнойзадолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовыхресурсов. Источников также будет два.

Это дополнительные средства федеральногобюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которыесейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будетдобавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программынаверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мысовместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатковсредств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именносвободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей.

Понятно, что почти50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в рядедругих субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободныеостатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственныхполномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это ихсфера компетенции.

Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иныморганам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё развнимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют иисполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этомнаправлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано врешениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаютсяне только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможностипредоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иныхкомпенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа ипоследующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы впрограмме «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектовРоссийской Федерации.

Источник: http://government.ru/news/38620/

Жилищные субсидии для детей-сирот: условия и порядок получения по закону о жилье для сирот, социальное жилье, скидка на ЖКХ, как узнать очередь на получение жилья сиротам | Жилищный консультант

Какое жилье получают дети сироты

Сиротами в России признаются несовершеннолетние, в отношении которых не реализовано право на воспитание в семье, закрепленное статьей 54 Семейного кодекса. В частности, дети могут быть помещены в специализированные учреждения, осуществляющие воспитание и обучение в рамках специализированных программ (статья 123 СК РФ).

Согласно статистическим данным, биологические сироты составляют всего 13-17% от общей численности детей, лишенных родительского попечительства. Остальные включены в группу социального сиротства. Данное понятие включает несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав на основании решения суда. Основные причины подобных мер:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

  • Алкоголизм, наркомания или иные зависимости, отражающиеся на социальном уровне семьи.
  • Ненадлежащее воспитание, проявление жестокости по отношению к ребенку.
  • Наличие у родителей психических заболеваний, проявления которых наносят психический или физический вред несовершеннолетнему.

Всего ежегодно выявляется 80-90 тысяч детей-сирот, значительная часть которых направляется в семьи по программам опеки и попечительства или усыновления.

В приюты для детей направляется всего лишь 16% несовершеннолетних, большая часть (50%) передается гражданам по договору: документ обязывает воспитывать и обучать ребенка за установленную государством плату (приемные семьи) или льготы (опека и попечительство).

Государство, помимо обязательств по устройству детей в семьи, также оказывает помощь усыновителям и опекунам, предоставляя субсидии и скидки на жилищно-коммунальные услуги. Сироты, проживающие самостоятельно, также обладают расширенным перечнем государственных гарантий в сфере обеспечения жилплощадью или предоставления компенсации ЖКХ.

Субсидия на оплату ЖКХ для детей-сирот

Перечень льгот, направленных на компенсацию жилищно-коммунальных услуг детям-сиротам, закреплен в федеральном законе №159 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам». Также в стране действуют региональные программы поддержки несовершеннолетних, лишенных попечительства.

Следует учитывать, что полномочия в данном отношении достаточно широки: например, в новый закон о жилье для сирот в Татарстане устанавливает, что с детей снимается вся ответственность за долги родителей по коммунальным платежам, если имущество было унаследовано ребенком, находящимся в детском доме или приемной семье.

Все расходы возлагаются на муниципальные власти, к территориальному подчинению которых относится жилое помещение.

Если несовершеннолетний не проживает в помещении, являясь в то же время его собственником (или прописанным), необходимость оплачивать коммунальные услуги также отсутствует.

На территории Москвы действует закон города «О реализации мер социальной поддержки детей-сирот», в котором устанавливается статус несовершеннолетних как региональных льготников, а также возможность не платить за коммунальные услуги даже после совершеннолетия (на период обучения в высших и средних учебных заведениях).

Также заявление на льготы может подать опекун несовершеннолетнего, но не позднее полугода с момента оформления соглашения о попечительстве. В отличие от самих сирот, данной категории граждан предоставляется компенсационная выплата в процентном соотношении к сумме ежемесячных расходов на ЖКХ (но не 100%, как детям).

Условия обеспечения жильем детей-сирот

Статья 8 ФЗ-159 устанавливает дополнительные гарантии несовершеннолетним по обеспечению жильем тех из них, кто не обладает собственной жилплощадью.

При этом помещение может быть как в собственности, так и получено в рамках соцнайма по договору.

Проживание с родственниками любой степени родства на принятие решения государственной комиссией не влияет: постоянная регистрация в неприватизированном жилье фактически лишает сироту права на получение собственной квартиры.

Помимо фактора нуждаемости в жилье, определены также иные условия обеспечения квартирой:

  • Достижение возраста совершеннолетия, в том числе путем эмансипации.
  • Окончание обучения в образовательных учреждениях, предоставляющих временное жилье (общежитие), службы в армии или срока тюремного заключения.
  • Наличие заявления от самого ребенка или от его законного представителя, а также доступность жилья (согласно очередности).

Контроль за соблюдением законности в сфере обеспечения жильем осуществляют территориальные подразделения органов опеки и иные учреждения, входящие в исполнительную ветвь власти (например, прокуратура). Данные организации также должны вести учет сирот, ежегодно составляя список детей сирот на получение жилья.

В отдельных случаях, когда с точки зрения закона ребенок может проживать в помещении с родственниками, закон может учесть интересы несовершеннолетнего и выдать изолированное жилье:

  • Соседи страдают опасными или заразными заболеваниями, угрожающими жизни и здоровью.
  • Соседями оказываются родители ребенка, ранее лишенные родительских прав.
  • Жилье утратило характеристики, обеспечивающие соблюдение санитарных норм, признано ветхим или аварийным.
  • Площадь на человека составляет менее 18 квадратных метров, установленных нормами предоставления по САНПиН.

Субъекты самостоятельно формируют комиссии для оценки возможности проживания сирот с родственниками, а в случае несогласия – могут обеспечить судебную защиту интересов ребенка.

Очередь на получение жилья

Ранее в Жилищном кодексе существовала норма об обязательном внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам. Согласно действующей редакции ЖК РФ, помещение предоставляется в обычных условиях по договору социального найма.

Региональные власти обязаны ежегодно планировать степень обеспечения жильем сирот, для чего заключаются договоры о выкупе помещений, строительстве многоквартирных домов.

Узнать о местонахождении в очереди можно в жилищном комитете при муниципалитете.

Встать в очередь обязан сам сирота по достижению 18 лет.

Максимальный срок участия в программе – наступление двадцатитрехлетнего возраста, после чего право на подачу документов утрачивается.

Следует учитывать, что если заявление было подано своевременно, но до достижения 23 лет не было предоставлено жилье, сирота сохраняет право до фактического обеспечения помещением.

Также по новым правилам в первые 5 лет после получения квартиры ее нельзя приватизировать и, соответственно, продать.

Таким образом государство ограничивает сирот от опрометчивых шагов до возраста более рациональной и объективной жизненной позиции.

Спустя пять лет договор соцнайма перезаключается, но уже бессрочно, с правом приватизации (в том числе бесплатной, если это позволяется условиями действующего законодательства).

Предоставление квартиры для единоличного проживания осуществляется в соответствии с санитарными нормами, устанавливающими минимальный порог в 33 квадратных метра общей площади.

В случае стойкого нарушения здоровья, жилье и придомовая территория должны быть оборудованы средствами свободного доступа и реабилитации.

В 2016 году также изменен перечень того, какое жилье сиротам положено по программе, в частности, были исключены коммунальные квартиры.

Порядок постановки в очередь на получение жилья детьми сиротами

Постановка в очередь на жилье для детей-сирот осуществляется в соответствии с региональными законами о гарантиях детям сиротам, а также ФЗ-159:

  1. Получить справку в образовательном, исправительном учреждении или военкомате об окончании учебной, воспитательной работы или воинской службы по призыву.
  2. Написать заявление, в котором отразить текущие жилищные условия.
  3. Собрать пакет документов, подтверждающий отсутствие жилого помещения для постоянного проживания, а также невозможность жить совместно с родственниками.
  4. Подать заявление в органы местного самоуправления, которые реализуют региональную жилищную программу по обеспечению прав сирот.
  5. Дубликат заявления подается в органы опеки и попечительства, которые находятся на территории муниципального образования.
  6. Сроки рассмотрения заявления составляют 1 месяц с момента подачи заявления.
  7. Предоставление жилого помещения может затянуться на несколько лет, но если документы поданы не позднее 23 лет, муниципалитет обязан выделить первое освободившееся помещение согласно очереди.
  8. Заключить договор найма на социальное жилье сиротам с ограничениями сроком на 5 лет.
  9. Спустя указанное время, переоформить договор. Если коммунальные платежи оплачивались исправно, муниципалитет не может отказать в оформлении бессрочного соглашения.

Список документов

Для оформления жилья и постановки на очередь необходимо собрать следующие документы:

  • Паспорт заявителя.
  • Свидетельство, доказывающее, что гражданин является ребенком-сиротой.
  • Справка из учебного заведения, военного комиссариата или исправительного учреждения об окончании обучения, перевоспитания или службы.
  • Справка из Федеральной миграционной службы о проживании.
  • Документ из Федерального реестра, подтверждающий отсутствие собственности.
  • Справка о составе семьи.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по обеспечению жильем детей-сирот

Вопрос: Добрый день, меня зовут Михаил. Я круглый сирота с рождения, обучался до 17 лет в московском интернате. Впоследствии получал высшее образование.

Спустя год я отчислился и обратился в администрацию за получением квартиры.

Так вышло, что мое заявление приняли только после обращения в суд и соответствующего постановления, но в жилищном комитете мне говорят, что сейчас просто нет жилых помещений. Как я могу получить свою квартиру и до скольки лет?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. Государственные органы обязаны подчиниться решению суда вне зависимости от обстоятельств. Неисполнение решения суда чаще всего связано с тем, что Вы не предоставили исполнительный лист (не постановление) в службу судебных приставов.

Согласно ФЗ-159, предоставление жилья сиротам в таком случае будет осуществлено в течение года с момента ближайшего дня рождения заявителя. Судебные приставы, согласно ГПК РФ, могут накладывать материальную ответственность на чиновников, что также ускорит процесс получения квартиры.

Никаких ограничений по возрасту не существует, поскольку Вы уже подали заявление.

Пример по обеспечению жильем детей-сирот

Ребенок был помещен в школу-интернат, поскольку его родители были лишены прав. В собственности несовершеннолетнего осталась доля в приватизированной квартире, в которой остались проживать его родственники. Незадолго до совершеннолетия, родители решили продать квартиру за исключением доли ребенка.

Поскольку сирота не мог самостоятельно отстаивать свои интересы, законный представитель в лице интерната обратился в суд за признанием сделки недействительной. Позиция ответчиков заключалась в том, что доля ребенка выделена в натуре, а продают они свою личную собственность.

Суд, рассмотрев заявление интерната, а также заключение органов опеки, установил, что согласно статье 292 ГК РФ, лишенные родительских прав граждане не могут распоряжаться имуществом, долю в котором имеет несовершеннолетний до момента достижения им 18 лет.

Заключение

Государство оказывает значительную помощь несовершеннолетним в обеспечении жилищных прав и надлежащей социализации, существенно ограниченной вне семьи. Для этого предусмотрены следующие меры:

  • Предоставление субсидий на оплату ЖКХ для детей-сирот, в том числе 100% погашение коммунальных платежей.
  • Обеспечение изолированным жильем согласно санитарным нормам.
  • Возможность восстановить сроки, если заявление подано после 23 лет по уважительной причине.
  • Предоставление органами опеки и муниципалитетами информации о том, как узнать очередь на жилье детям-сиротам, обеспечить судебную защиту и оформить жилье.
  • Погашение долгов по коммунальным платежам, если имущество досталось в наследство.

Вам будут полезны следующие статьи

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Источник: http://estate-advisor.ru/lgoty/subsidii-na-priobretenie-zhilya-i-na-uluchshenie-zhilishhnyx-uslovij/zhilishhnye-subsidii-dlya-detej-sirot/

Счетная палата померила сиротские метры

Какое жилье получают дети сироты

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Что предлагает Счетная палата

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/26/5e7b26399a7947cefc348172

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.